Свайный фундамент в настоящее время популярен по причине существенного обновления технологий. Вместо технологии отливки или забивки свай из бетона, теперь можно использовать метод с завинчиванием. Собирается так называемый свайно-винтовой фундамент. Характерное свойство винтовых свай — не понадобится проводить масштабных земляных работ. Нужно лишь бурение скважин под сваи, без общей разработки почвы. Одновременно с этим, можно бурить не на всю глубину погружения сваи. Это выгодный способ возведения фундамента, набирающий востребованность в частном строительстве.
Специфика бурения под винтовые сваи
Винтовые сваи будут погружаться с помощью завинчивания, поэтому их используют только на однородных суглинках. На каменистых грунтах такая технология не применяется. Бурение под винтовые сваи можно делать винтовым инструментом — ямобуром, который осуществляет бурение с большой скоростью, по сравнению с классическим оборудованием.
Ямобур, в отличие от бурового станка, установлен на стреле экскаватора. Для того, чтобы бурить под следующую сваю, не потребуется перемещать машину. Необходимо лишь поменять положение стрелы экскаватора. В итоге, возможно произвести бурение десятков свай за день. Фактически, стоимость бурения свай — это оплата всего одной рабочей смены работы экскаватора. Такие модели техники обладают бульдозерным отвалом. Он применяется для снятия небольших слоев грунта под свайный фундамент и подготовки подъездных путей.
Второй вариант ямобура ставится на грузовике, а не на экскаваторном или тракторном шасси. В результате понижается стоимость доставки. Такая технология почти идентична той, что используется на экскаваторе. Прибор укрепляется на конце стрелы и действует за счет гидродвигателя. Ось вращения получается вертикальной (для вертикального бурения под сваи). Бурение осуществляется на сухую, без применения воды и бурового раствора.
Основной недостаток ямобура — маленькая глубина бурения. Около 3-4 метров. Плюс механизма на грузовике — чуть большая глубина. В данном форм-факторе глубина может достигать пяти-шести метров. Конфигурация грузовика дает возможности разместить более длинный шнек, сравнительно с трактором. Между тем, свайный фундамент применяется на слабом грунте, где глубина понадобится больше 6-и метров. В таком случае используют бурение классическими буровыми станками.
Бурение под сваи при помощи бурового станка
Под одно здание понадобится от нескольких десятков свай. Именно поэтому бурение под сваи рекомендовано производить буровыми станками на автомобильном шасси. Именно буровая установка для бурения свай позволяет уменьшить время на перенос буровой вышки из одной точки в следующую. Помимо автомобильного шасси применяется экскаваторное или тракторное. Станки без шасси не практичны при бурении под сваи. Их достаточно долго перемещать на следующее место.
Погружение свай фундаментов высотных зданий более 15 метров. На эту глубину ямобур не подходит, требуется специальная буровая техника. Как правило используют универсальные станки на базе КамАЗ, ЗИЛ 131, Урал. Бурение может проводиться либо шнековым методом с выбрасыванием шлама всухую, либо по-мокрому с подачей большого объема воды в скважину для вымывания породы.
Для свай важно соотношение длины (сумма глубины погружения и высоты оголовка над землей) и толщины. Когда соотношение нарушается, к примеру, свая слишком длинная и тонкая, или наоборот, это приводит к значительному превышению расхода материалов, а также к увеличению энергозатрат. Буровые станки нужны при погружении на большую глубину (больше 5-и метров, которые предоставляет ямобур), им необходим достаточно большой диаметр. Например, для мостов используются сваи с глубиной 15-20 метров и с диаметром 600-700 миллиметров.
Ведущими сегодня являются сваи шнекового бурения. Именно эта технология дает возможности получение скважин достаточного диаметра с незначительными расходами. Ее превосходство — не требуется присутствия на строительном объекте воды.
Бурение под заливные сваи
Самое главное отличие заливных свай от других — невозможность погружения без скважины, которая пробурена на всю длину. В результате, бурение скважин под буронабивные сваи, например, возможно сделать на 70% от необходимой глубины погружения, а остаток возможно уже добить специальным оборудованием. Это решение не пройдет с заливными сваями. Требуется бурить на всю глубину погружения и никак иначе.
Заливные сваи — это лучший метод для грунта с камнями. Камни в грунте будут мешать погружению обычных свай, заливные же не требуется погружать, они отливаются в пробуренной скважине. Их возможно применять на любых почвах. С современной техникой бурения заливные сваи выходят ненамного дороже обычных. Они вполне доступны при частном строительстве. В результате, возможно выбрать подходящие способы бурения свай, в зависимости от необходимых задач.
Для данного вида свай пробуривается скважина достаточного диаметра, например, 200-300 миллиметров. В нее ставится каркас из арматуры, который заливают бетоном. Технологии опалубки дают возможности отливать заливные сваи как одно целое с ростверком. Получится конструкция с предельной прочностью для железобетона. Схема нашла использование в промышленном строительстве. Монолитные фундаменты применяются для опор мостов и гидротехнических построек.
Заливка в скважины происходит в течение нескольких дней или часов после бурения. Как правило ее делают сразу. Оставлять пустые скважины на долгое время нельзя, так как они достаточно быстро могут осыпаться, особенно на неустойчивых грунтах. Отливка допускается как вместе с ростверком, так и без. Нередко заливку осуществляют поэтапно, так как для заливки свай потребуется одна техника, одновременно с этим для ростверка — уже другая.